ФГОС

Работа педагогов-психологов ДОО в эпоху новых стандартов


С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной системы, а вошло в стандарт общего образования, т.е. стало являться обязательным уровнем. Таким образом, любое дошкольное образование должно быть обязательным, доступным, качественным. Дошкольники теперь уравнены в праве на образование наравне со школьниками. 
Для реализации данного закона был разработан ФГОС 
ФГОС – это совокупность трёх систем требований: 
-требований к структуре основной образовательной программы; 
-требований к результату освоения основной образовательной программы; 
-требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОО. 

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ. 
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования: 
· Полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития; 
· Создание благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; 
· Содействие и сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром; 
· Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; · Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включенность в различные виды деятельности; 
· Возрастная адекватность дошкольного образования 
· Учет социальной и этнокультурной ситуации развития детей. 

В соответствии со стандартом у ребенка должны быть развиты все задатки. Любой жизненный путь ребенка - это отклонение альтернатив и выбор наиболее оптимальных условий развития. 

В связи с этим, стандарт определяет особую программу дошкольного образовательного учреждения это психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, через направления: 
- Социально-коммуникативное развитие, 
- познавательное развитие 
- речевое развитие 
- художественно-эстетическое развитие 
- физическое развитие 

В связи с этим перед педагогом-психологом ставятся следующие задачи: 
- Психологический анализ социальной ситуации развития в ДОО, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения. 
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности. 
- Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОО. 
- Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников. 
- Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования; 
- помощь в составлении и написании программ ДОО, индивидуальных маршрутов детей. 

НОВОЕ в квалификационных характеристика по должности «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» раздел «Должностные обязанности» 
- Проводит психологическую диагностику (было добавление: различного профиля и предназначения) используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. 
- Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и современных информационных технологий. 
- Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. 
- Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. 
- Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). 

НОВОЕ в квалификационных характеристика по должности «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» раздел «Должен знать» 
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; 
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
- методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; 
- методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; 
- современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; 
- основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; 
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; - методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; 
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; 
- правила по охране труда и пожарной безопасности. 

Основанием преемственности дошкольного образования и начального образования являются целевые ориентиры. 
Целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования: 
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов; 
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; 
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную; 
● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания; 
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.; 
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены; 
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности. 

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). 

Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе и предполагают формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. 
Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде), просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п. 
Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам

Комментариев нет:

Отправить комментарий