Для Вас, коллеги

Создание ситуации успеха

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является дошкольное образовательное учреждение.
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.
Таким образом, ребенок тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха. Уже давно ни для кого не секрет, что ребенок никогда не познавший радости достижения, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет интерес и желание учиться.
Каждый педагог может создавать на своих уроках «ситуацию успеха», если он занимается формированием учебно-познавательной мотивации учащихся. «Ситуация успеха» - сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.
Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
·                     повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ребенку почувствовать удовлетворение от деятельности;
·                     стимулирует к высокой результативности труда;
·                     корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
·                     развивает инициативность, креативность, активность;
·                     поддерживает в группе благоприятный психологический климат
Технологические операции создания ситуаций успеха:
1.     Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».
2.     Авансирование успешного результата – помогает педагогу  выразить свою твердую убежденность в том, что ребенок обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
3.     Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..». «Выполняя работу, не забудьте о…..».
4.     Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
5.     Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….». «Только тебе я и могу доверить…». «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
6.     Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…». «Так хочется поскорее увидеть…»
7.     Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Список литературы
1.     Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989.
2.     Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:Просвещение, 1991.
3.     Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад. шк., 1988.
4.     Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1974.
5.     http://festival.1september.ru/articles/518855/



работа с тревожными детьми

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Профилактика тревожности у детей

1.  Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3.  Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку что-то дается с трудом, лучше лишний раз помогите ему, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4.   Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
5.   Если вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в своей любви и поддержке.
6.   Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Правила работы с тревожными детьми

1.  Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, предполагающих скорость выполнения.
2.     Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3.     Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5.   Чаще обращайтесь к нему по имени.
6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7.     Не предъявляйте к ребенку завышенных требований,
8.     Будьте последовательны в воспитании ребенка.
9.   Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10.    Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11.     Не унижайте ребенка, наказывая его!

Рецепты повышения самооценки для родителей

1.Постарайтесь более позитивно относиться к жизни: используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений, если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное.
2. Относитесь к людям так, как они того заслуживают: выискивайте в каждом человеке не недостатки, а их позитивные качества.
3. Относитесь к себе с уважением: составьте список своих достоинств, убедите себя в том, что вы имеете таковые.
4. Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе: чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос, стоит ли что-то изменить в себе, если да - то не откладывайте.
5. Начинайте принимать решения самостоятельно: помните, что не существует правильных и неправильных решений, любое принятое вами решение вы всегда можете оправдать и обосновать.
6. Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние: приобретайте любимые книги, кассеты, имейте и любите свои «слабости».
7.  Начинайте рисковать: принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала будет невелика.
8. Обратите любую веру (в человека, в судьбу, в обстоятельства и т.д.): помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных ситуаций.
9.    Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите.


Как помочь гиперактивному ребенку


В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, но при этом могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.



Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
В конце раннего возраста ребенок впервые выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, что создает предпосылки развития новой социальной ситуации. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений. По словам Льва Семеновича Выготского, идеальная форма – это та часть объективной действительности, с которой человек вступает в непосредственное взаимодействие; та сфера, куда ребенок пытается войти. читать дальше


Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать 

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. дчитать дальше

Комментариев нет:

Отправить комментарий